Звучит музыка Грига "Утро".
Любовь к цветам с древних времен свойственна всем народам. В Древнем Риме праздновали праздник роз, в Турции - тюльпанов, в Германии - ландыша. Этими цветами украшали дома, лодки, лошадей, звучала музыка, пели певцы, поэты писали свои стихи на длинных полосах бумаги и прикалывали их к цветущим кустам и деревьям. Наш народ с древних пор тоже очень любит цветы. В русском народном искусстве, в кружевах, тканях, керамике, росписи - везде использовались цветы. Воспевались они и нашими композиторами, писателями, поэтами. Послушайте одно из стихотворений:
Цветы - душа людей, открытая добру, Цветы - глаза детей, не тронутые плачем. В дни радости они смеются на миру, В дни бедствия мы их от горя прячем! Душа цветов чутка на горе и беду, Они уходят с глаз, чтоб их не замечали. Цветы, когда беда, всегда не на виду. Но и тогда они - как музыка в печали. Цветы умеют ждать, у них терпенье есть. Как у людей труда, встающих до рассвета. И в дни великих бед они умеютцвесть. Чтоб радость нам дарить, когда придет победа. Всех на праздник мы зовем, Мы зовем, мы зовем. Потанцуем и споем.
1-й ученик: Песенку споем. В синеву, в синеву Песенка летит. Веселей, веселей, Солнышко, свети!
(Исполнение песни "Семь дорожек"). Звучит веселая полька.
Учитель (на фоне польки): Ярче светит солнышко, тает снег, появляются первые цветы, значит, говорит народ, пришла весна-волшебница. Вот сейчас мы и узнаем, почему весну называют волшебницей.
1-й ученик: Еще шумели, бушевали Седые вьюги февраля. Ребята в школе ожидали, Когда опять придет весна.
2-й ученик: Ударил гром 12 раз И замер в стороне. Природа отдала приказ Салютовать весне.
3-й ученик: Приказ черемухе цвести, Крапиве быть не злой, Дождю дождинки подмести Серебряной метлой.
4-й ученик: Чтобы каждый кустик был певуч, Всем птицам звонко петь. А солнцу выйти из-за туч И веселее греть.
5-й ученик: Вернулось царство вешних дней, Звучит по камушкам ручей, Река шумит, и стая первых журавлей Уж к нам летит.
6-й ученик: Смолою пахнет от лесов. Краснеют почки лепестков. Вздохнули вдруг... И миллионами цветов покрылся луг!
Все: Пришла, прилетела, Вернулась весна!
Весна: А вот и я, весна-красна! Кому я здесь была нужна?
Дети: Нам! Нам!
Весна: Я весна, весна-красна! Бужу землю ото сна! Наполняю соком почки, На полях рощу цветочки, Прогоняю с речек лед, Светлым делаю восход. Всюду - в поле и в лесу Людям радость я несу. Я приглашаю всех вас ко мне в гости. Наш путь лежит на цветочную поляну.
Песня "Свирель да рожок".
Весна: Посмотрите, сколько здесь цветов. Давайте познакомимся с ними.
7-й ученик: Мы - цветы, и наша доля - Расти, цвести в открытом поле. Все подробности о нас мы расскажем Вам сейчас. Чайковский, "Вальс цветов". Хореографическая постановка. У цветов шапочки с изображением цветка: Я - синий подснежник, Весенний цветок. Я вылезти, встать из-под снега не мог. Но утром апрельским Запахло весной, и я распустился, Цветочек лесной!
9-й ученик: Я - ирис!
10-й ученик: Я - нарцисс!
11-й ученик: Я - одуванчик! Когда идешь тропинкою, Белеют чудо-шарики На тонких стебельках. Сквозные, серебристые, Они, как пух, мягки Стоят и чуть качаются От ветерка с реки.
12-й ученик: В лесах сыроватых, Где бродят туманы, Где в травах опушек Росинки блестят, Ты в сумерках запах Услышишь медвяный, - Ночная фиалка Струит аромат.
13-й ученик: Мы в солнечной сказке, Как бабочек стая. "Анютины глазки" - нас все называют.
14-й ученик: Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется - его задень, Он тихо зазвенит. И этот звук услышит луг. И птицы, и цветы. Давай послушаем: И вдруг услышим я и ты.
15-й ученик: Смотрите, в травах луговых Тюльпаны весело цветут. Головки алые видны И здесь, и там, и тут.
16-й ученик: Посмотри, какие маки, Наглядеться не могу! Словно огненные знаки Загорелись на лугу! И от этих красных маков Ярко-красным стал лужок. Каждый мак горит, как в сказке, Словно аленький цветок.
17-й ученик: Весело цветики в поле пестреют, Их по ночам освежает роса. Днем их лучи благодатные греют, Ласково смотрят на них небеса.
18-й ученик: С бабочкой пестрой, с гудящей пчелою, С ветром им любо вести разговор. Весело цветикам в поле весною, Мил им родного поля простор!
Все: Спасибо, тебе, весна!
Ведущий: Одуванчик, фиалка, нарцисс... Сейчас невозможно сказать, откуда пошли эти названия. Да и зачем выяснять? Но кто, глядя на белый одуванчик, готовый разлететься по всему свету от легкого движения воздуха, назовет его по-другому? В имена цветов народ вложил нежность и музыку своего языка. Их названия подчеркивают внешние признаки цветов или навеяны содержанием сказок и легенд. Давайте послушаем некоторые их них.
19-й ученик: Анютины глазки. Цветы анютины глазки похожи на милые личики с большими глазками. В этих "глазках" мы видим выражение удивления и любопытства. Недаром в древности сложилась легенда о любопытных девушках, подсматривающих за богиней Афродитой. За это они были превращены в цветы.
20-й ученик: Подснежник. В древности это растение использовали в лекарственных целях. В народе подснежниками называли всякий цветочек, распустившийся сразу же по таянии снега.
21-й ученик: Фиалка. У греков считалась цветком печали. Россияне использовали ее в качестве целебной травы. Сейчас фиалка считается цветком скромности.
22-й ученик: Тюльпан. Этот цветок когда-то украшал персидские сады. В VII в. его вывезли в Голландию. Этот цветок поразил голландцев своей неожиданной красотой. Его стали разводить для продажи. За лучшие сорта отдавали лошадей, бочки масла и даже ежегодно устраивали праздничное шествие с музыкой в честь новых сортов. Сейчас Голландия - страна цветоводства.
22-й ученик: Нарцисс. В древнегреческой легенде говорится, что Нарцисс был сыном Бога Нефиса. Это был очень красивый юноша. Увидев как то раз в воде свое отражение, он влюбился в него, навсегда остался у ручья, превратившись в цветок. Нарцисс - с белыми нежными лепестками - один из самых изящных цветов.
20-й ученик: Ирис. В переводе с греческого - радуга. У нас в России этот цветок давно известен. В степях Украины и Средней Азии цветут поля сине-фиолетовых и кремовых ирисов.
21-й ученик: Ландыш. Скромный, задумчивый цветок ландыша является всеобщим любимцем. В древней Германии в период цветения ландыша проводили праздник, гуляние в лесу, вокруг горящих костров танцевали до тех пор, пока цветы не увядали в руках, и тогда их сжигали в костре как жертву богине Весне.
Ведущий: Спасибо вам, цветы, я думаю, что всем было очень интересно. А сейчас что-то хочет сказать весна.
Весна (вынимает загадки): Я хочу проверить, как ребята запомнили мои цветы. Я буду загадывать загадки:
1) Я в зимнем саду Целый день проведу. Захвачу акварельные краски. Нарисую... (анютины глазки).
2) Он желтым распускается, А после цветенья сдувается. Знайте, девочки и мальчики, Что это... (одуванчики).
3) Нам каждому весенняя Природа дорога. Ручьями растекаются Холодные снега. От снега очищаются И хвоя, и валежник. И первым появляется В проталине... (подснежник).
4) Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший... (одуванчик).
5) На солнечной опушке В траве стоит она. Лиловенькие ушки Тихонько подняла. И тут поможет нам смекалка - Все зовут цветок... (фиалка).
6) Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает (подснежник).
7) Название какого цветка носит кондитерское изделие? (Ирис). Весна: Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы запомнили цветы. А теперь пора прощаться с цветочной поляной. Давайте скажем: "До свидания, цветочная поляна!" До свидания, цветочная поляна, До свиданья, поле, до свиданья, лес! Тихое раздолье, полное чудес.
Веселое, приветное Гореть не устает, Большое солнце светлое Над Родиной встает. Цветет земля чудесная, И ей мы говорим, Что Родину любимую За все благодарим. Нас много, ребята, Пусть каждый из нас Цветочек иль кустик Посадит сейчас. В городе каждом, Везде, где живем, Деревья посадим, Сады разведем!
Ведущий: Ребята! Природа - наш дом. Цветы - украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью. Не срывайте цветов на лугах и полянах, там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, пчелы, шмели и стрекозы. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты. Мы надеемся, что сегодняшний праздник был интересным для вас и поучительным.
"Муравей, шмель и птица" - исполняет 1-й класс.
Дети спускаются в зал и дарят мамам тюльпаны, сделанные в стиле оригами.
|