Критику приходится выслушивать на протяжении всей жизни. Хорошо, когда она по делу и заслужена, хуже, когда навели напраслину. Иногда после услышанного остается осадок горечи, порой хочется вступить в спор с критиком или занять оборонительную позицию. Интересна позиция Стива Джобса по этому поводу.
Как-то на одной всемирной конференции от Стива Джобса поступило предложение аудитории задать ему вопросы. Аудитория среагировала критикой, причем довольной обидной и неконструктивной. Так, один слушатель признал ум и влиятельность Стива. Но бесцеремонно указал ему на его некомпетентность по некоторым пунктам выступления. Конкретно слушателю хотелось услышать четкую информацию о соотношении Java и ее разновидностей с идеями Open Doc, и вообще он рассчитывал на рассказ Стива об его личной деятельности за последние семь лет – мол, чем занимался, чувак?
Наверняка, большинство, услышав в свой адрес такие выпады, граничащие с оскорблением, на глазах тысяч человек вошли бы в ступор. Это большинство, но не Стив Джобс. Он подумал (правда, этот период его мыслительного процесса многим показался весьма затяжным), а потом указал своему обидчику его место. Разбирая его ответ, можно выделить 5 правил, регламентирующих реакцию на резкие высказывания критикана.
Правильная реакция на резкую критику
Не отвечайте сразу
Первое, что хочется сделать, услышав в свой адрес едкое замечание, это тут же дать сдачи. По-народному говоря – «сам дурак», но с такой тактикой не быть победителем. Поэтому чтобы потом не кусать локти, сожалея о сказанном, на критику сразу не отвечают. Надо глубоко вздохнуть, обуздать свои эмоции и сформулировать ответ, используя холодный рассудок.
Согласитесь с критикой
Стив Джобс в начале своего ответа заметил, что когда работаешь над изменениями чего-то очень трудно признавать правоту людей вроде этого джентльмена, в некоторой степени…
Для того чтобы переубедить человека не стоит атаковать его, следует поискать точки соприкосновения. Как и поступил Стив, признав правоту своего оппонента и этим убив сразу двух зайцев: вызвал уважение аудитории к себе и обезоружил оппонента. Если позиция собеседника идет вразрез вашего видения, все равно следует дружелюбный ответ.
Ответить на вопрос, который желали бы услышать
Этим приемом хорошо владеют политики, используемые его во время предвыборных дебатов. Услышав конкретный вопрос они в ответ начинают ходить окольными путями, погружаясь в пространственные рассуждения. Чтобы легче это сделать порой достаточно слегка перефразировать вопрос оппонента.
Так, Джобс выкрутился следующим образом, заглянув «в дебри» - самым сложным вопросом он определил создание комплексной стратегии и принцип ее работы, позволяющей реализовывать продукцию на несколько миллиардов долларов в год. Потом поделился своим открытием, что стартом должны быть пользовательские впечатления, от которых следует продвигаться к технологиям. Также Стив отметил, что не позволительно начинать с технологии, после чего думать над рынком ее сбыта и способами реализации.
Признайте ошибки
Надо поведать об извлеченных уроках. Аудитория после этого будет у ваших ног. Конечно, следует упомянуть, как не щадя себя вы трудитесь со своей командой, что дает вам право на поддержку. Так, Джобс в конце своего ответа пообещал, что они найдут и исправят ошибки. Но в данный момент они нуждаются в поддержке. Они – это сотни людей, продолжающих прямо сейчас работать в поте лица, причем жилы рвет каждый из них. После чего он заметил, ошибки будут и в будущем, нет возможности их избежать. Причем на некоторые грабли придется стать дважды. Что неплохо. Кто не ошибается, тот ничего не делает. А они поработают над ними. И выразил свое мнение о необходимости взаимной поддержки (с оппонентом) во время совместной работы. Такой ответ пришелся по душе аудитории.
И снова Джобс ответил факт неизбежности ошибок и что всегда будут люди, которых они раздражают. Также будут те, которые начнут критиковать, будучи некомпетентным в поставленном вопросе. И в конце он отметил о продвижении вперед своей команды и выразил уверенность, что и в будущем они будут развиваться.
Старайтесь предвидеть критику
Естественно Стив Джобс стреляный воробей и подобные вопросы для него не являются новшеством. Так что он мог предвидеть что-то подобное и заранее наметить общие пути отхода. Поэтому, отправляясь на защиту проекта, презентацию или публичное выступление, следует определиться с пунктами, способными у аудитории вызвать критику.
Понятно, что хочется, чтобы слушатели не заметили существующие нестыковки, но если они есть, то может найтись кто-то, кто заметит и еще бестактно ткнет вас в них носом. Поэтому следует подумать, какую гадость вы можете услышать и просчитать свою реакцию на нее.