На заборе тоже многое, чего пишут, но мы этому не верим. А вот надписи на упаковке принимаем за чистую монету, хотя многое, что там написано, преследует одну цель – побудить потребителя купить товар.
«Живой»
«Живой» квас, «живое» пиво – знакомо? Производители на этот термин ловят покупателя, как рыбак на живца. Хотя нормативная документация для пищевой продукции не содержит термин «живой». В принципе, такая характеристика товара не противоречит действующему законодательству, но под этим термином ничего такого не стоит ожидать. Обычный маркетинговый ход производителей, желающих сделать свой товар более заметным среди конкурентов.
«Органический»
Обратимся к ГОСТ. «Органическим» считается пищевой продукт, полученный из сырья животного либо растительного происхождения, которое выращено в зоне органического производства. Это такие условия, где вред не наносится ни здоровью человека, ни экологии.
В настоящей «органической» продукции отсутствуют следующие компоненты:
В России такая продукция должна отвечать требованиям ГОСТ 56508/2015. Органические продукты за рубежом можно определить по надписи Organic и соответствующему логотипу на упаковке.
Экологическая чистота «органического» товара должна быть документально подтверждена на каждом этапе ее производства. Так же готовый продукт должен иметь соответствующее документальное подтверждение своего звания «органический». В случае отсутствия таких документов данная надпись на товаре чистый обман. Расчет прост. Кто потребует подтверждение экологической чистоты товара? Практически никто, может быть 1% покупателей, подкованных в юридическом плане, захочет узнать истину.
Продавцы обязаны требовать от производителей и поставщиков соответствующие сертификаты, подтверждающие указанные сведения на этикетке. Но насколько они ответственны в этом вопросе – загадка.
«Диетический»
Маркетологи отрабатывают свой «хлеб». Покупатель, читая «диетический» подразумевает похудение. Хотя в действительности, как правило, эти диетические товары, которые должны быть разработаны для людей, имеющие определенные заболевания, не отвечают своей первоначальной «законной» цели.
Регламент Таможенного союза определяет требования к составу диетических продуктов. Правила маркировки также строго регламентированы. В местах продажи диетическая продукция должна стоять на отдельных стендах, не перемешиваясь с иным товаром.
Обязательная информация на этикетке диетической продукции:
- состав, который указывается по убыванию в зависимости от количества ингредиентов, назначения и условий применения; - пищевая ценность: количество жиров, белков, углеводов, микроэлементов, витаминов, макроэлементов и их процентное содержание от суточной нормы; - противопоказания; - для полуфабрикатов и концентратов указываются условия и способы приготовления блюд; - условия хранения.
Отсутствие такой дополнительной информации должно насторожить, скорее всего, это обычная продукция, продвигаемая маркетологами с помощью термина «диетический».
«Фермерский»
Еще одно модное, современное словечко, которое несет столько же смысла, что и термин «живой», то есть за ним ничего не стоит.
По сути «фермерский» означает, что сырье взято с какой-то фермы, но это не гарантия натуральности, безопасности и качества продукции.
Роскачество (Российская система качества) проводит исследования качества товара, на сайте оператора знака качества можно ознакомиться с рейтингом и реестром продукции, созданных на основе проведенных экспертиз.
«Без ГМО»
Что такое ГМО? Это генно-модифицированная продукция, которая еще с 2016 года законодательно запрещена в России. Поэтому ее реализация в стране затруднена.
Действующие нормы Таможенного союза требуют от производителей указывать на этикетке наличие ГМО, даже, если их содержится всего 0,9% в каком-то одном компоненте продукта.
Если на маркировке значится «без ГМО», то эта надпись должна иметь документальное подтверждение, причем у всех участников процесса реализации продукции – у производителя, у оптовика и у розницы.