Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики России это реабилитация людей, включая детей, с ограниченными возможностями. В 2011 году началась государственная программа «Доступная среда», направленная на создание социально-ориентированной инфраструктуры, позволяющей каждому человеку пользоваться всеми услугами и благами, независимо от своих физических возможностей.
В данной программе особое внимание уделяется детям-инвалидам, поэтому доступная среда в школах ставит задачу перед руководством образовательных учреждений в создании специальных условий для особенных учащихся.
Организация доступной среды в школах
Доступная среда в школах – это обычная среда, дооснащенная с учетом потребностей, которые возникают у детей с физическими, интеллектуальными или сенсорными отклонениями, чтобы они могли использовать объекты окружающего пространства с минимальной помощью посторонних.
Модернизация пространства для учащихся с опорно-двигательными проблемами включает:
пандусы;
автоматические системы открывания двери;
лестницы, оснащенные поручнями или мобильными подъемниками;
расширенные проемы дверей;
специальная мебель, расположенная в ряду рядом с дверным проемом.
Модернизация пространства для учащихся-инвалидов по зрению и слуху включает:
звуковое оборудование;
индукционные системы;
информационные панели;
тактильные знаки.
Для всех детей с ограниченными возможностями до школьного крыльца должен быть оборудован безопасный пешеходный путь от парковки (остановки транспорта). По этому пути для учеников с проблемами зрения размещаются тактильные направляющие полосы. А для учащихся с опорно-двигательными проблемами следует понизить бордюр до уровня дороги и выровнять перепады у лестничных ступенек, продублированные пандусом.
Приобретая оборудование по программе доступная среда, следует учесть, что в штат учебного заведения вводится дополнительная единица – дефектолог, для проведения реабилитационных, обучающих и коррекционных занятий которым требуется отдельный кабинет, оснащенный в соответствии со спецификой использования.
Организация доступной среды также включает отделку поверхностей в самой школе и на прилегающей к зданию территории особой плиткой, которая способствует легкому передвижению учащихся с ограниченными возможностями.
Модернизация школ, капитально построенных без учета потребностей инвалидов, требует тщательной подготовки и существенных временных, трудовых и денежных вложений.
Инклюзивное обучение
Модернизация общеобразовательного заведения в соответствии с программой безбарьерная среда позволяет обучать детей с особыми образовательными потребностями вместе с другими детьми, способствуя их социализации и интеграции в общество.
Не ребенок должен подстраиваться к требованиям образования, а система обучения трансформируется ради него. При таком подходе исключается дискриминация и обеспечивается доступ к общеобразовательному учреждению всем детям.
Обеспечение специальных условий обучения учеников с ограниченными возможностями не отражается на уровне образования учащихся, не имеющих ограничений.
Создание материально-технической базы для детей с особенными потребностями лучше доверить компаниям, специализирующимся на модернизации инфраструктуры учебных заведений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями программы доступная среда. Следует обеспечить доступ в общеобразовательные учреждения всем детям.