Уловки маркетологов, которые заставляют нас покупать
Фото: DepositPhotos.com
Почему мы, заходя в магазин за хлебушком, выходим с полными сумками? Этот же феномен касается и промышленных магазинов и рынков. Еще понятны распродажи, грех не воспользоваться, а если их нет? Маркетинг – он толкает нас на незапланированные покупки.
Руки сами, не советуясь с головой, наполняют тележки часто ненужным нам товаром. Маркетологам известны методы, побуждающие нас так поступать, которыми они без зазрения совести используют в сфере торговли, давя на «слабое место» потребителя.
Название продукции
К этой уловке часто прибегают производители различных косметических средств. Эти необычные названия как бы будят нашу фантазию – крем «Бархатные ручки», помада «Соблазн», гель для душа «Моменты наслаждения» или шампунь «Нежность кашемира». Что заставляет это покупать? Психологи считают, что таким образом мы восполняем недостающие эмоции. Хочется нежности, выбираем шампунь с соответствующим названием. Зайдя в магазин после напряженного рабочего дня, на автомате приобретаем аромасвечу «Блаженное умиротворение», хотя ими и не пользуемся. Хотим мы, чтобы наслаждение не заканчивалось, стрессы исчезали вместе с другой неудовлетворенностью в эмоциональной сфере. К сожалению, такие покупки имеют мимолетный эффект, лишь на время блокируя в сознании мысли о проблемах.
Как быть: заходить в магазин в приподнятом настроении, а не расстроенными или уставшими после трудового дня. Если нет такой возможности, то «мухи отдельно, котлеты отдельно» - учитесь отделять название товара от его реальных эксплуатационных характеристик и возможностей. Еще один выход: стресс топить в хобби, тогда не понадобится поправлять нервы шопингом.
Яркие слоганы
Тут маркетологи «толкают» не сам товар, а идею, которая стоит за ним. Не обезжиренный творог, а возможность похудеть. Не дорогие часы, а престиж быть их владельцем. «Управляй мечтой», «Для успешной жизни», «Невозможное возможно», «Потому что вы этого достойны» и т.п. ореол сопровождает рекламное продвижение товара. И покупаемся же на это! А все в скрытых потребностях. Например, девушка очередной раз покупает тени, хотя дома есть несколько штук, которыми пользовалась пару раз. А мотив прост – она хочет быть неотразимой (скорее всего похожее слово использовано в названии теней или в ролике, буклете, рекламирующих их). Подсознательно она думает, что с помощью теней станет действительно неотразимой и привлечет внимание понравившегося мужчины или сразит наповал возомнившую о своей красоте коллегу из соседнего отдела. Ей не косметика нужна, а эффект, обещанный на упаковке, который она использует в своих целях.
Как избежать: покупая что-то пятое-десятое, честно задайте себе вопрос: «Для чего?». Доведенная до автоматизма данная практика существенно сэкономит финансы.
Стереотипы о брендах
Маркетологи годами упорно нас приучают к конкретным брендам, к формированию определенного представления о нем, подталкивающего в итоге брать этот товар даже, если рядом стоит такой же и дешевле, но иной марки. «Только натуральные продукты», «Точные, как швейцарские часы», «Немецкая надежность» и т.п. И мы невольно тянем руки ко всему швейцарскому и немецкому, хотя возможно, что в реальности не так все точно и надежно. Так, был проведен эксперимент, людям давали попробовать один недорогой напиток, который представили как продукцию известного дорого бренда и как новый дешевый продукт завода «без имени». Дегустатор, выпив два бокала с алкоголем из одной бутылки, говорил, что более вкусный напиток производства известного бренда.
Что делать: продукция раскрученного бренда или с ценником со многими нолями не обязательно превышает по качеству своего бюджетного аналога – это надо знать и понимать.
Удар по осязанию
Правильно оформленный товар расходится быстрее, это факт. Яркие фантики, энергичная музыка, ароматный запах специй или свежей выпечки, щекочущий ноздри и т.д. Иногда эти инструменты маркетологи используют для увеличения узнаваемости бренда. Например, в каждой точке реализации женской одежды одного бренда пахнет одним мужским парфюмом.
Опять же подводят наши эмоции, которыми мы руководствуемся при покупке, забывая о здравом смысле. А правильно «надавить» на них проще всего через органы осязания – слова не могут обеспечить такой эффект. Учитывают в этом деле маркетологи и пол, для привлечения женщин товар упаковывается в тару светло-зеленого, оранжевого или розового цвета, а для мужчин в ход идут сдержанные тона.
Что делать: трудно, конечно, сопротивляться аромату, исходящему от специй, которыми щедро сдобрили курочку-гриль, но надо учиться избегать уловки маркетологов на благо собственного кошелька. Мысленно постарайтесь разложить образ торговой точки на составляющие, так будет проще бороться с соблазном купить что-то в яркой упаковке или чудно пахнущее.
И еще несколько советов простых, но действенных (которыми успешно пользуется часть потребителей): составлять список продуктов, отправляться в магазины с ограниченной суммой денег, не заходить ради любопытства в магазины или отделы.
Вы увидели вещь, которую не планировали купить, стоп! Произнесите про себя: «Я это хочу купить, чтобы…» продолжите фразу, скорее всего, проанализировав причины, побуждающие к покупке, вы от нее откажетесь.
И еще пара уловок маркетологов: в супермаркете часто делают перестановки в надежде, что пока покупатель найдет пачку масла на новом месте, он пройдет несколько отделов с ненужными ему товарами и, поймавшись на вышеперечисленные уловки, что-то и купит. Более дорогую продукцию и товар раскрученных брендов размещают на полках на уровне глаз, не поленитесь присесть или приподняться, на нижних / верхних полках «пылится» товар по более низким ценам, который вполне может быть превосходного качества. Удачных, нужных вам покупок!