Gonza | Дата: Пятница, 25.09.2009, 19:53 | Сообщение # 1 |
Фоторепортер
Группа: Друзья
Сообщений: 600
Статус: Offline
| Рязанский Кремль — комплекс историко-архитектурных памятников, находящихся на месте первоначальной крепости Переяславля Рязанского. Расположен в четырехугольном пространстве, образованном междуречьем рек Трубеж и Лыбедь, рвом (в настоящее время сухим), соединяющего их, ручьём Дунайчик. Рязанский кремль является древнейшим ядром города, который был заложен в самом конце XI века вблизи реки Оки, большого водного торгового пути. Первоначально город назывался Переяславлем Рязанским, а название Рязань и значение главного города Рязанского княжества перешло к нему позднее от более древней столицы — Старой Рязани, которая располагалась на 50 километров восточнее Переяславля. На месте древних деревянных построек постепенно сложился существующий ансамбль кремля XV-XIX веков. Его отличительной особенностью было наличие комплекса каменных гражданских зданий XVII века. В течение последних двадцати лет архитектурные памятники Кремля тщательно изучались и планомерно реставрировались, причем многие из них были выведены из аварийного состояния и приняли первозданный вид. Величественный ансамбль Рязанского кремля состоит из 18 памятников истории и культуры XI-XIX веков и расположен он на площади в 26 гектар.
Архангельский собор – памятник древнерусской архитектуры XV-XVII вв., одно из древнейших сооружений Рязанского кремля, этот памятник можно считать наиболее ранним из сохранившихся в городе (если не брать во внимание археологические остатки древнейшего Успенского храма на месте нынешнего Христорождественского собора). Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно – усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский. Собор представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры XV в. В XIX в. к собору пристроили пониженного объема трапезную с пышным порталом в псевдорусском стиле. В настоящее время в соборе экспонируется выставка "Бессмертие духа, памяти и красоты", представляющая музейные коллекции древнерусского искусства.
Церковь Богоявления – памятник архитектуры середины XVII века, построена предположительно архитектором В. Зубовым на месте более древней белокаменной церкви XVI в., разрушенной пожаром 1647 года. Небольшой четверик храма с полукруглой апсидой завершается изящным позолоченным пятиглавием (сами главы – первая половина XVIII в.). Трапезная и особенно шатровая колокольня, расположенные ассиметрично по отношению к основному объему церкви, создают приятным живописный силуэт. В советское время здесь размещался архив ЗАГСа администрации Рязанской области. Ныне церковь передана Рязанской епархии.
Церковь Святого Духа – памятник архитектуры первой половины XVII в. Построена в 1642 году известным мастером из Солигалича В.Х. Зубовым и представляет собой редкий образец двухшатрового храма. Ее строитель, талантливый зодчий из Солигалича Василий Зубов, по-видимому, был удовлетворен своей постройкой, во всяком случае, он заложил в церкви камень с указанием своего имени. Особенностью церкви является то, что она имеет две апсиды – пример, характерный для Рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма увенчан горкой живописных кокошников и двумя шатрами. В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. архитектором И.С. Стопычевым возведена трехъярусная шатровая колокольня вместо разобранной первоначально. Церковь всегда впечатляла зрителей своей тонкой красотой, а наружные детали храма не перегружены декоративными элементами. В настоящее время в здании находится научная библиотека музея.
Консисторский корпус Владычного двора – памятник гражданской архитектуры середины XVII в. По своей архитектуре близок к Дворцу Олега и Певческому корпусу, так как построен предположительно одним и тем же архитектором Ю.К. Ершовым и составляет с ними единый ансамбль. Здание имело служебный характер и предназначалось для нужд управления епархией. К консисторскому корпусу примыкают постройки бочарни, кузницы и сараев XVII века. В одном из помещений 2-го этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами – судебными сценами. В здании работает экспозиция "Человек и природа" и уникальная динамичная экспозиция – музей-театр "Когда заговорили вещи".
Архиерейские палаты ("Дворец Олега") – памятник архитектуры XVII-XVIII вв., самое большое гражданское здание Кремля. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI в. предположительно находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как "Дворец Олега". На его фронтоне когда-то было изображение самого известного рязанского князя – Олега Ивановича.( ум.1402) Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю.К. Ершов) – в середине XVII в., третий этаж (архитектор Г.Л. Мазухин) – в конце XVII в. Позднее (1778-1780 гг.) архитектор Я. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне, увеличив длину здания до 94 м. Дворец Олега – это жилые палаты рязанских архиереев. Помимо жилых палат, в здании размещалась домовая церковь архиереев (западное крыло 2-го и З-го этажей) и хозяйственные службы (1-й этаж). Здание полностью музеефицировано, здесь находятся исторические экспозиции музея-заповедника.
Певческий корпус – памятник гражданской архитектуры середины XVII в. (архитектор Ю.К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей – эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Двухэтажное кирпичное здание прямоугольное в плане выдержано в строгом стиле архитектуры XVII в. Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В корпусе, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи стен, а в его интерьере восстановлена "типовая" жилая секция середины XVII в. В настоящее время в здании размещена экспозиция музея "По обычаю дедову", рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.
Христорожденственский собор (до XVIII в. Старый Успенский) – наиболее раннее каменное сооружение Кремля – памятник древнерусской архитектуры начала XV в. О древности собора свидетельствуют белокаменная кладка апсид и цоколь, характерный для храмов XV в. Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь, в числе которых рязанская княгиня Анна – сестра Ивана III, и дочь Дмитрия Донского Софья. В начале XVII в. в собор были перенесены останки епископа Святого Василия Рязанского. В связи с постройкой нового кафедрального Успенского собора старый храм был переименован в Христорождественский. На протяжении более чем шести веков своего существования собор неоднократно перестраивался, расширялся, в результате чего дошел до нашего времени в стиле архитектуры XIX в. с завершениями в русско-византийских формах (архитектор Л.И. Стефенгаген). В настоящее время собор находится в совместном использовании музея и Рязанской епархии.
Успенский собор - центральный памятник Кремля, построенный крупнейшим русским зодчим Я.Г. Бухвостовым (1693-1699 гг.). Собор являлся летним кафедральным храмом Рязанской епархии. Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все современные ему постройки. Успенский собор – самый значительный памятник архитектуры эпохи "нарышкинского" барокко. Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойденным образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон собора. Главным украшением внутреннего убранства является иконостас XVII в. высотой 27 метров, который составляют семь ярусов икон и завершающий пояс картушей. Все иконы написаны художником Николаем Соломоновым, последователем и учеником Симона Ушакова. Исключительными художественными достоинствами отличается резьба иконостаса, исполненная Сергеем Христофоровым. Удивительны ажурные стволы его колонн, сделанные из одного куска дерева. Сейчас собор находится в совместном использовании музея и епархии. В летнее время он открыт для посещения, в нем проходят богослужения.
Соборная колокольня – самый поздний памятник истории и архитектуры Кремля. Это грандиозное четырехъярусное сооружение высотой 86 метров с позолоченным почти 25-ти метровым шпилем. Колокольня выстроена в классическом стиле, и, несмотря на то, что строилась она в течение более чем 50 лет (1789-1840 гг.) по разным проектам разными архитекторами, И.О. Русско, К.А. Тоном и Н.И. Воронихиным, общая композиция колокольни с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля колокольня Успенского собора в Рязани уникальна, подобных колоколен в стиле классицизма в других городах России нет. На колокольне укреплена мемориальная доска (1855 г.), повествующая о военных событиях начала XVI в., когда на этом месте стояла каменная Глебовская башня. На третьем ярусе колокольни оборудована смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Кремля, Рязани и окрестностей города. В июле 2007 года колокольня была передана в пользование Рязанской епархии.
Спасо-Преображенский собор построен на рубеже XVII-XVIII вв., (освящен в 1702 г.) на деньги рязанского купца М. Немчинова. Он представляет собой в плане бесстолпный четверик с трехчастной апсидой и одной главой. Вверху четверика проходит профилированный карниз с поясом ложных закомар. Углы четверика оформлены пучками тройных колонн. Окна украшены резными белокаменными наличниками "нарышкинского" стиля. Собор украшен поясом высокохудожественных полихромных изразцов. На своде четверика имеется роспись конца XIX в., выполненная по штукатурке художником Н.В Шумовым. В здании размещался Государственный архив Рязанской области. В 2007 году здание было передано в пользование Рязанской епархии.
С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал – оборонительное сооружение XIII-XVII вв. Протяженность вала - 290 метров. До конца XVII – начала XVIII в. на валу располагались деревянные стены и башни кремля. За валом находился ров, заполненный водой. Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 метров со стороны Кремля и 18 метров снаружи, от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.
Валы Старой Рязани XII-XIII вв. - грандиозные сооружения древности, являющиеся одновременно археологическими и единственными сохранившимися до нас архитектурными памятниками древнего города. Историки и археологи отмечают связь фортификационного значения валов и их искусную увязку с ландшафтом, природным рельефом, окружавшим город и являвшимся отчасти его естественной защитой.
Сообщение отредактировал Gonza - Пятница, 25.09.2009, 20:52 |
|
| |
Greta | Дата: Суббота, 26.09.2009, 19:44 | Сообщение # 2 |
Старший по флуду
Группа: Администраторы
Сообщений: 9744
Статус: Offline
| Красота! Когда дочка подрастет, я тоже планирую окрестности с ней объехать!
Если жмет корона, повтори замер, и возьми побольше на один размер!
|
|
| |
|
|